|
В августе 1914 началась война, названная современниками Великой, а потом переименованная историками в Первую Мировую.
Черноморские моряки имели только 4 устаревшие лодки, которые не могли дойти до турецких берегов, а около Российских враг почти не появлялся. Подводный компонент Российского императорского флота пребывал к этому времени в двойственном состоянии. С одной стороны Русские подводники, практически единственные в мире, получили серьезный боевой опыт в недавней войне с Японией; они же интенсивно готовились к ожидаемому общеевропейскому столкновению, длительное время пребывали в море и осуществили большое количество практических стрельб. Так, только в 1913-1914 гг. каждая подводная лодка произвела 46 учебных торпедных выстрелов, рядом с погруженными субмаринами несколько раз были взорваны боевые торпеды. Подобного не делалось ни на одном другом флоте мира. С другой стороны, значение подводных лодок явно недооценивалось, и все они (кроме единственной типа «Акула») были сконструированы еще в начале века и морально устарели. |
|
Акула и Рюрик. |
Основной задачей субмарин На Черном море стала охота за линкором «Гебен» и пресечение доставки угля из Зунгулдака в Стамбул. Число больших пароходов противника на Черном море было невелико, а потому туркам не составило большого труда вооружить их все. Российские же субмарины считали своей целью любой плавающий объект, невзирая на его размеры. К весне 1915 года в строй вошли новые лодки типа «Морж», и противник очень скоро это почувствовал. Наши подводники потопили ряд крупных транспортов и около сотни шхун, бригов, парусников и т.д. Один пример. 11 октября 1916 года в районе пролива Босфор лодка «Тюлень» встретила пароход «Родосто». |
|
Подводная лодка Тюлень Черноморского флота |
С палубы субмарины ударили 37 и 76 мм орудия. Хотя пароход и считался турецким, командиром, старпомом и механиком на нем служили немецкие морские офицеры, одно из двух орудий 88 мм калибра оказалось снятым с крейсера «Бреслау» и обслуживалось немецким же расчетом. В последовавшей ожесточенной перестрелке точнее оказались Русские моряки. «Родосто» загорелся и был брошен экипажем. Старший лейтенант Китицин послал на борт «турка» призовую партию, которая смогла погасить пожар и исправить повреждения. 13 октября после 40-часового плавания «Тюлень» и «Родосто» вошли в Севастопольскую бухту. В целом же эффективность действия подводных лодок и миноносцев оказалась такой, что в Турцию пришлось возить уголь... из Германии. |
Через 100 лет подводные силы на Черном море распределяются так. |
Россия: |
проект 877В Б-871 «Алроса» ДПЛ |
|
«Алроса» в Севастополе |
Основные характеристики: Тип корабля Многоцелевая ДПЛ Обозначение проекта 877В «Палтус» Классификация НАТО «Kilo» Скорость (надводная) 10 узлов Скорость (подводная) 17 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 45 суток Экипаж 52 человека, в том числе 12 офицеров |
Лодка была заложена 17 мая 1988 года на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде под строительным номером 607. Изначально лодка строилась по модификации 877В, предусматривавшему оснащение лодки водомётной насадкой вместо гребного винта. 18 мая 1989 года был сформирован экипаж лодки под командованием капитана 3 ранга А. Ю. Романова. 10 сентября 1989 года лодка была спущена на воду. В ноябре того же года Б-871 по внутренним водным путям перешла на Чёрное море и 1 декабря 1990 года на ней был поднят военно-морской флаг. 30 декабря 1990 года Б-871 вошла в состав 153-ей Краснознамённой бригады подводных лодок 14-ой дивизии подводных лодок Краснознамённого Черноморского флота с базированием на Южную бухту (Севастополь). |
В декабре 1991 — марте 1992 года лодка выполнила задачи боевой службы. 13 марта 1992 года произошёл инцидент, в ходе которого часть экипажа лодки присягнула на верность Украине и захватила лодку. В результате действий старпома И. Ф. Леухина, которому подчинилась большая часть экипажа, агитация за принесение присяги Украине и действия по захвату лодки были пресечены. |
В 1995 году лодка вошла в состав 155-й бригады подводных лодок. 22 мая 1996 года после установки аккумуляторов лодка вошла в состав сил постоянной готовности. В августе-сентябре того же года Б-871 выполнила задачи боевой службы с оценкой «отлично». Возвращаясь с боевой службы прибыла в Новороссийск, где участвовала в праздновании Дня ВМФ.
В соответствии с российско-украинским договором от 1997 года лодка вошла в состав российской части Черноморского флота. 12 июня на лодке поднят Андреевский флаг. 19 сентября того же года по инициативе «АЛРОСА» и ряда ветеранов ВМФ был заключён договор о шефстве над лодкой акционерной компании «АЛРОСА». С августа 1998 года по апрель 1999 года проходила ремонт в Севастополе на СРЗ-13. В январе 2004 года присвоено название Б-871 «Алроса».
До 2008 года — единственная боеспособная российская подводная лодка на Чёрном море[2]. В 2008 году лодка принимала участие в учениях.[3]
5 августа 2009 года завершились глубоководные испытания, проводившиеся после докового ремонта.[4] В ходе испытаний лодка опускалась на рабочую глубину — до 240 метров.[4]
21 ноября 2009 года в ходе выполнения подводной лодкой учебных задач в акватории Черного моря произошёл отказ двигательной установки.[5] 23 ноября подводная лодка на буксире была доставлена на новороссийскую военно-морскую базу. |
проект 641Б Б-380 «Святой князь Георгий» ДПЛ 1982 |
|
|
Заложена 15 октября 1981 года на судостроительном заводе «Красное Сормово», Нижний Новгород, под строительным номером 133. Спущена на воду в августе 1982 года. В ноябре 1982 года получила почётное наименование «Горьковский комсомолец». 30 декабря 1982 года вошла в состав Черноморского флота. В 1984 году выполнила две боевые службы. |
|
Основные характеристики: Тип корабля большая многоцелевая ДПЛ Обозначение проекта 641Б «Сом» Классификация НАТО «Tango» Скорость (надводная) 13 узлов Скорость (подводная) 15 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 80 … 90 суток Экипаж 78 человек, в том числе 17 офицеров |
В 2010 году источник в штабе ЧФ сообщил «Интерфаксу-АВН», что «готовятся к списанию большой противолодочный корабль „Очаков" и дизельная подводная лодка Б-380 „Святой князь Георгий"… Это — старые и морально устаревшие корабли, чей перманентный ремонт и поддержание на плаву обходится флоту очень дорого» |
|
условно боевая ПЛ пр.641Б в плавдоке ПД-16 - Б-380 , Крым, лето 2005 г. |
Украина: |
Подводная лодка проекта 641 U01 «Запоріжжя» |
Заложена на Ново-Адмиралтейском заводе (г. Ленинград) 24.03.1970
Спущена на воду 29.05.1970
Вступила в строй ВМФ 06.11.1970 |
В 1997 г. передана Украине. С 1997 г на капитальном ремонте и модернизации на заводе «Металлист» (г. Балаклава).
В 2003 г. переведена на судоремонтный завод № 13 КЧФ РФ. |
|
Субмарина «Запоріжжя» на пристані в Севастополі (2010 рік) |
|
|
«Запорожье» в ремонте. 13 января 2008 |
Тип корабля Большая океанская ДПЛ Обозначение проекта проект 641 Классификация НАТО «Foxtrot» Скорость (надводная) 16 узлов Скорость (подводная) 15 узлов Рабочая глубина погружения 280 м Предельная глубина погружения 380 м Автономность плавания 90 суток Экипаж 83 человека |
Болгария: |
Подводная лодка проекта 633 Ромео |
|
ПЛ Слава пр.633 ROMEO ВМС Болгарии |
Тип корабля средняя подводная лодка Обозначение проекта 633 Классификация НАТО «Romeo» Скорость (надводная) 15.3 узла Скорость (подводная) 13.2 узла Рабочая глубина погружения 270 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 60 суток Экипаж 52 человека (в т.ч 9 офицеров) |
|
ПЛ Слава пр.633 ROMEO ВМС Болгарии, январь 2007 г |
Подводные лодки проекта 633 входят в состав ВМС Китая, Сирии, Болгарии, Алжира, Египет, Северной Кореи. |
Румыния:
Подводные лодки проекта 877Э 581 «Delfinul» |
|
Классификация НАТО «Kilo» Скорость (надводная) 10 узлов Скорость (подводная) 17 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 350 м Автономность плавания 45 суток Экипаж 57 человек |
Турция: |
Подводные лодки: подводная лодка типа 209/1200 S-347 TCG «Atilay» в строю подводная лодка типа 209/1200 S-348 TCG «Saldiray» в строю подводная лодка типа 209/1200 S-349 TCG «Batiray» в строю подводная лодка типа 209/1200 S-350 TCG «Yildiray» в строю подводная лодка типа 209/1200 S-351 TCG «Doganay» в строю подводная лодка типа 209/1200 S-352 TCG «Dolunay» в строю подводная лодка типа 209/1400 S-353 TCG «Preveze» в строю подводная лодка типа 209/1400 S-354 TCG «Sakarya» в строю подводная лодка типа 209/1400 S-355 TCG «18 Mart» в строю подводная лодка типа 209/1400 S-356 TCG «Anafartalar» в строю подводная лодка типа 209/1400 Mod S-357 TCG «Gur» в строю подводная лодка типа 209/1400 Mod S-358 TCG «Canakkale» в строю подводная лодка типа 209/1400 Mod S-359 TCG «Burakreis» в строю |
|
проект 209/1400 |
Лодки типа 209 строятся в 5 сериях, несколько отличающихся размерами и ТТХ. Серии обозначаются по надводному водоизмещению. Например, лодки второй серии обозначаются «тип 209/1200» |
Тип корабля патрульная ДПЛ Обозначение проекта Тип 209 Разработчик проекта Ingenieur Kontor (IKL) Классификация НАТО SSK Type 209 Скорость (надводная) 11,5 узлов Скорость (подводная) 21,5 узлов Рабочая глубина погружения 200 метров Предельная глубина погружения 280 метров Автономность плавания 50 суток Экипаж 30 чел (8 офицеров) Стоимость около $ 200 млн. (после модернизации) |