В 40 годы 20 века СССР начал
реализацию амбициозного проекта по забору воды на орошаемое земледелие
из рек Амударья и Сырдарья. Очень быстро экономика среднеазиатских
республик взлетела на небывалые высоты. Но через 20 лет успех обратился в
экологическую катастрофу.
В 60 годы из-за чрезмерного забора воды из Амударьи и Сырдарьи уровень
Аральского моря начал падать. За 40 лет площадь четвертого по величине
озера в мире сократилась на три четверти, а соленость выросла в 15 раз.
В 1989 году озеро разделилось на две части — Большой и Малый Арал.
Строительство в 2005 году Казахстаном Кокаральской дамбы окончательно
отделило Малый Арал от Большого. Теперь все воды Сырдарьи поступают
только в Малый Арал. Поэтому в Большом Арале ситуация сложилась
печальная. Он постепенно высыхает. Сначала Большой Арал разделился на
две части – восточную и западную. В 2008 году восточная часть Арала
практически полностью высохла. Сейчас территория Восточного Арала –
сухое дно, покрытое солью. Западный Арал еще жив
.
В 1989 году озеро разделилось на две части — Большой и Малый Арал.
Строительство в 2005 году Казахстаном Кокаральской дамбы окончательно
отделило Малый Арал от Большого. Теперь все воды Сырдарьи поступают
только в Малый Арал. Поэтому в Большом Арале ситуация сложилась
печальная. Он постепенно высыхает. Сначала Большой Арал разделился на
две части – восточную и западную. В 2008 году восточная часть Арала
практически полностью высохла. Сейчас территория Восточного Арала –
сухое дно, покрытое солью. Западный Арал еще жив.
Как рассказывают очевидцы, первый раз море отступило за
ночь на 30 метров в 62 году. Люди были поражены, но они не представляли,
что море может уйти на 180 км.
Первое время люди пытались
рыть канал, чтобы соединить порт Муйнака с открытым морем. Длина канала
составила 22 км, но бороться с природой было бесполезно, вода уходила
слишком быстро, много кораблей так и осталось на берегах канала.
Большинство этих кораблей
жители распилили на металлолом, часть удалось спасти, теперь они стоят
на месте бывшего пирса.
Муйнак имел очень важно
логистическое значение в системе снабжения средней азии. В Аральске был
огромный контейнерный порт, оттуда контейнеры с железной дороги грузили
на корабли и отправляли в Муйнак, а дальше по всей Средней Азии.
На месте бывшего порта сейчас
памятник Аральскому морю. Раньше здесь был памятник Великой
Отечественной Войне, но его перенесли в центр деревни. Место было
выбрано не случайно. Во время войны здесь был причал, откуда призывников
отправляли на фронт. Их собирали по окрестным деревням и на баржах
везли в Аральск, откуда после трехмесячной подготовки посылали на
Сталинградский фронт. Матери солдат пытались сопровождать баржи на
лодках, некоторые тонули в шторм.