Колеса, вращающиеся без осей — это Wheelman,
забавный австралийский гаджет, выпущенный в 2003 году
Пару лет назад дизайнер
Брэдфорд Во предложил необычный концепт велосипеда с колесами без осей.
Футуристичное, надо сказать, зрелище — пустота там, где определенно
что-то должно быть.
Впрочем, поскольку дизайнер
не предполагал воплощать свою идею в железе, за него это недавно сделали
студенты Йельского университета:
Однако не совсем понятны цели
подобного компьютерного и слесарного творчества, ибо на этом принципе
очень давно, более тридцати лет тому назад, было изобретено уникальное
транспортное средство — Wheelman.
«Уиллман» — это своеобразный
скейтборд, представляющий собой двухколесное шасси с теми самыми
пресловутыми «пустыми» колесами без осей и спиц. Пустоты внутри колес со
скутерными покрышками у Weelman предназначены для ног пилота. Ведущим,
разумеется, является одно колесо, которое приводится в движение
бензиновым мотором посредством цепного привода или специального
прижимного ролика. Второе колесо служит подруливающим, ибо способно
незначительно отклоняться от усилия ноги.
Передачи переключать не надо, ибо мотор совмещен с обычным скутерным
вариатором, а на газ нужно давить рукой — в ладони пилот держит особую
рукоятку, от которой к дроссельной заслонке идет тросик. В общем,
движение на подобном аппарате, как утверждают его владельцы, несложно и
осваивается довольно быстро.
История
рождения Wheelman весьма туманна. Уиллманисты, или, вернее, уиллманоманы
всего мира расходятся во мнениях, когда и как это произошло. Вроде бы
как автором идеи был некий Грант Тейлор не то в 80-х, не то в 90-х
годах, а до промышленного производства аппарат добрался лишь в 2003
году. Первые, оригинальные «Уиллманы» производились в Австралии, но дело
как-то не пошло, после чего производство загребли азиатские компании;
часть из них купили лицензии, а некоторые их просто украли. На
сегодняшний день Wheelman изготавливают в Китае, Тайване и Корее, а его
имя уже не обозначает компанию, а стало нарицательным, как Xerox или
Jeep.
Некоторое время назад в
России пытались продвигать оригинальный Wheelman, однако они быстро
прекратились, а вскоре и продвигать стало нечего. Его место заняли
китайские варианты ноунейм, да и то в очень ограниченном количестве —
поскольку продукт явно нишевый, и в отличие от тех же мегапопулярных
скутеров кроме спорта и развлечений ни на что полезное и практичное не
пригоден. Да и в качестве хобби расценивать его было непросто, ибо
посредственное качество заставляло российских уиллманистов осваивать
мастерство мотомеханика уже с первых километров пробега. Однако,
определенное количество поклонников этого девайса в России (как правило,
в Москве) все же присутствует — недавняя тусовка-опен-эйр Уиллман-Клуба
была достаточно многочисленна.