Воткнул зарядное устройство для телефона в
автомобильный прикуриватель? Будь готов лишиться машины!
Вкратце о событии, которое
сейчас обсуждает весь автомобильный Интернет. История эта тянется с лета
2008 года, когда жительница подмосковной Балашихи Наталья Афиногенова
едва не сгорела в своей новенькой Honda Civic. Женщина поставила на
зарядку телефон, включив в прикуриватель зарядное устройство, после чего
прикуриватель загорелся, и пламя распространилось по всей машине.
Женщина едва спаслась, поскольку происшествие случилось во время
движения и двери были заблокированы.
Независимая экспертиза выявила в прикуривателе заводской дефект. А
поскольку Наталья исправно посещала сервисный центр, как того требуют
нормы Honda, и не совершала ничего экстраординарного, она обратилась к
дилеру с требованием отремонтировать или заменить автомобиль по
гарантии. Однако ей было отказано, а случай признан негарантийным. В
ноябре 2009 года женщина подала иск в суд, но поскольку результатов не
было, а время шло, об истории все забыли. Впрочем, новая волна интереса к
этому делу на днях возникла в связи с появлением официальной позиции
компании Honda в этом вопросе.
Представительство Honda прислало официальное письмецо, обнародованное
GZT.RU, в котором сказано, что подключение к гнезду прикуривателя ЛЮБЫХ
девайсов, кроме самого прикуривателя, является нарушением правил
эксплуатации автомобиля и ответственность за все последствия возлагается
на владельца машины.
Инженеры Honda считают, что:
«Штатный прикуриватель автомобиля, его электрическая схема с проводами и
защитным устройством (предохранителем) рассчитаны на кратковременное
протекание тока. При подключении какого-либо постороннего устройства на
длительное время может привести к тепловому старению проводников
прикуривателя, но при этом предохранитель, отвечающий за аварийное
отключение от электросети автомобиля, не сработает, т.к. сила тока,
протекающая к потребителю, меньше рассчитанной для штатного
прикуривателя».
Плюс к тому, по мнению экспертов, в салоне автомобиля находилось как
минимум два устройства для подключения потребителей к бортовой сети
автомобиля. То есть использовался разветвитель, позволяющий к одному
прикуривателю подключить несколько нагрузок — навигатор, антирадар,
телефон и т.д...
На самом деле история с
Натальей Афиногеновой — вовсе не сенсационна. Финал ее (возгорание
автомобиля), конечно, нетипичен, но большинству гарантийщиков
официальных дилеров известных автомобильных марок хорошо знакомы жалобы
клиентов на неконтакт в прикуривателе. Убедившись в том, что посредством
прикуривателя заряжаются телефоны и питаются различные электронные
гаджеты (благодаря вставлению-выниманию которых разъем и оказался
раздолбанным), специалисты по гарантии благополучно отказывают в
бесплатном ремонте, аргументируя это теми же словами, что и Honda.
«Разъем прикуривателя не предназначен для питания каких-либо иных
потребителей тока, кроме самого прикуривателя!»
Но обывателя тоже можно понять. Когда человек, не знакомый с
электротехникой, видит на прилавках магазинов массу гаджетов, питающихся
от прикуривателя, — от телефонной зарядки и навигатора, до кофеварки и
подогревателей для задницы, он и не думает, что большинство из этих
устройств могут привести к потере гарантии на автомобиль, а некоторые и
вовсе быть смертельно опасными.
Посему давайте разберемся — что опасно, а что — нет.
Разъем прикуривателя, как и любая автомобильная электрическая цепь,
защищен предохранителем. Обычно это предохранитель на 10 ампер.
Вооружившись школьным учебником физики, нетрудно выяснить, что 10 ампер
при напряжении 12 вольт соответствуют мощности нагрузки 120 Ватт.
Казалось бы, не превышая мощность, можно питать от прикуривателя любые
автомобильные девайсы. Увы, это не так.
Чем бОльшая мощность проходит по электрическим проводам, тем
качественнее должен быть контакт в различных разъемах. Иначе в точке
контакта возникает сильный нагрев, а затем искрение, плавление пластика и
возгорание. Именно это и происходит, когда в прикуриватель вставляют
мощный прибор — например, автомобильный холодильник… Почему? Дело в том,
что штатный прикуриватель очень плотно входит в свое гнездо и не
шатается в нем, обеспечивая плотный контакт. Попробуйте покачать его
вправо-влево — ничего не получится! А вот любое зарядное устройство или
штекер какого-либо автогаджета болтается, как карандаш в стакане, и
хорошего контакта никогда не будет, но будет нагрев! Плюс вероятность
возгорания увеличивают скопившиеся в разъеме прикуривателя пыль или
мусор
Что использовала в своей машине
Наталья Афиногенова — неизвестно. По ее словам, это было зарядное
устройство для мобильника, потребляющее ничтожный ток и безопасное. Мы
же проведем простой эксперимент, участником которого может оказаться
каждый.
Все знают электрические «поджопники», позволяющие не мучиться на
промерзших за ночь сиденьях, сев утром в холодный автомобиль. Очень
удобно — купил, постелил на сиденье, воткнул в прикуриватель, и заду
стало тепло. При этом для многих вполне естественно купить не один
подогреватель, а два — для себя и для жены/подруги/ребенка, а подключить
их в одно гнездо прикуривателя помогает разветвитель. Мощность,
указанная на упаковке «попного подогревателя» одной известной российской
компании, — 50 ватт. Соответственно, два обогревателя — это уже сотня.
Как показал простейший расчет и практика, десятиамперный штатный
предохранитель от такой нагрузки не сгорает. Безопасно? Норма?
Проверяем!
Вынимаем из разъема прикуриватель и вставляем штекер разветвителя, к
которому подключены два «жопогрея»...
… 10 минут работы — и со
стороны прикуривателя уже потянуло паленой пластмассой! Срочно
выдергиваем разъем. Послюнявленный палец шипит на центральном электроде
штекера — он раскален. Невооруженным глазом видно, как он
деформировался, — пластмасса размягчилась и «потекла», а из щелей в
корпусе идет дым.
Надо сказать, что для
эксперимента мы использовали два подогревателя, чтобы мощность была
побольше, а эффект — поэффектнее. Однако подобный результат (оплавленный
разъем) нередко встречается и при использовании одного-единственного
подогревателя — все зависит от плотности установки штекера в разъем
прикуривателя конкретного автомобиля.
Но ведь 100 ватт обогревателей и хиленькие полватта или даже меньше, что
потребляет зарядное устройство, — это ведь совсем разные вещи. Неужели
заряжать телефон в машине смертельно опасно, как поспешили написать в
заголовках многие интернет-издания? Разумеется, опасность несопоставима.
Заряжайте телефоны и навигаторы смело. Главное — избегать по
возможности мощных потребителей, для питания которых нужно по-хорошему
проводить отдельную проводку и использовать качественные разъемы, не
имеющие ничего общего с прикуривателем и соответствующими штекерами. Эту
проводку с легкостью проложит любой грамотный автоэлектрик, хотя нужно
понимать, что подобную работу официальные дилеры могут отказаться
выполнять без лишения гарантии.
P.S. Однако, поскольку позиция автопроизводителей насчет прикуривателя
известна, нельзя не заметить, что теоретически и в маломощном зарядном
устройстве или адаптере для GPS-навигатора может возникнуть такая
неисправность, при которой он не прекратит работать, а начнет
нагреваться. Риск имеется, но он настолько ничтожен, что им можно со
спокойной душой пренебречь. При всем сочувствии Наталье Афиногеновой,
если у нее действительно причиной пожара стало зарядное устройство для
телефона, а не куча других девайсов, ей можно посоветовать проверить
карму на фатальную невезучесть, пока не поздно...